ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Клер Ле Фоль. «Витебская художественная школа (1897—1923)»

Развитие искусства в Белоруссии в XIX в.

Мало изученное отечественными и российскими искусствоведами и практически не известное белорусское искусство не было, однако, ни бессодержательным, ни безынтересным. Показательным в этой связи является то, что на территории современной Беларуси в XIX в. не существовало ни одной художественной школы, вплоть до открытия в 1897 г. студии Пэна. Белорусское, а также польское искусство, как и ситуация в политической, экономической, социальной и культурной областях, во многом зависело от российского самодержавия. Эта зависимость проявлялась и в массовом отъезде художников белорусского происхождения в Россию, Литву, Польшу и Украину для получения художественного образования, а иногда окончательного там обустройства и получения карьеры. Если некоторые из них и возвращались на родину после учебы, то сохраняли в своем творчестве доминирующее влияние русского академизма.

В начале XIX в. действовали две почитаемые белорусскими художниками школы: художественная школа в Вильно (Вільня — по-белорусски, Wilno — по-польски, Vilnius — по-литовски) при местном университете, открытом в 1803 и закрытом в 1832 г. за участие преподавателей и студентов в восстании 1830—1831 гг.; Петербургская Академия художеств, обязательный этап в карьере художников Российской империи в XIX в. Эталон польской культуры для обедневшей знати, Виленский университет стал культурным центром также для литовцев и белорусов. Его закрытие в 1832 г. вынудило художников белорусского происхождения искать новые возможности для продолжения образования. Вопреки насильственной русификации населения после польских восстаний 1831 и 1863 гг., попыткам царской власти ослабить, вернее, искоренить польское влияние на северо-западной территории, г. Вильно все еще оставался крупнейшим центром белорусской культуры.

До открытия витебской студии белорусы и литовцы могли получать базовые художественные навыки в различных студиях рисования: в Виленской рисовальной школе, открытой в 1866 г.

под руководством И. Трутнева, у Войцэха Герсана — в Варшаве или у Н. Мурашко — в Киеве. Они могли подготовиться ко вступительным экзаменам в Петербургскую Академию художеств в Одессе или в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Успешно окончив Академию, многие получали стипендии и уезжали в Европу, где завершали свое художественное образование.

В начале XIX в., когда в белорусской живописи доминировал жанр портрета, некоторые художники предпочитали получать более классическое образование в Вильно или в Академии художеств, где культивировались академический и романтический стили1. Известными портретистами в это время были: Иосиф Олешкевич (1777—1830), впоследствии продолжавший свое образование в Париже у Энгра и Давида; Валентий Ванькович (1767—1842), возвратившийся в Минск после блистательного окончания Академии; Юзеф Пешка (1767—1831). Известный своими историческими полотнами Иван Дамель (1780—1840) учился до приезда в Минск в Вильно.

После закрытия Виленского университета новое поколение живописцев оказалось еще более зависимым от русского искусства. Ивана Хруцкого (1810—1885), известного своими натюрмортами и портретами, иногда считают русским художником. В 1840-х гг., после учебы в Санкт-Петербурге, он возвратился в Белоруссию, где оказался в тяжелом материальном положении из-за отсутствия заказов, поэтому в середине 1850-х гг. переехал в Вильно. Подобно ему Сергей Зарянко (1818—1871) и Кондрат Корсалин (1809—1871), оба белорусы, получившие дипломы в Санкт-Петербурге, считаются русскими художниками.

В 1860—1890-х гг. в системе российского академического образования и соответственно в белорусском искусстве преобладала историческая живопись. Казимир Альхимович (1840—1916), уроженец Гродно, учившийся в Варшаве и Вильно, заимствовал сюжеты из польской истории, в частности восстания 1863 г. Большинство исторических живописцев, выпускников Академии художеств, работали в Вильно. Так, Иван Трутнев (1827—1912) по направлению Академии был назначен директором Виленской школы рисунка, где работал с 1866 по 1912 г. В то же время многие польские художники использовали сюжеты из белорусской истории в своих произведениях. Довольно широко была представлена наполеоновская война 1812 г.

Русское искусство второй половины XIX в. обрело принципиально иную направленность — за ним последовало и белорусское: под влиянием новых этических и философских направлений, а также пропаганды революционных идей произошел переход от романтизма к реализму. Движение российских передвижников нашло отклик и в Белоруссии.

Передвижники, воодушевленные принципами народничества, стремились сделать искусство полезным для общества, решительно противопоставляя свое творчество теории «искусства для искусства», которое они идентифицировали с академической традицией. По их мнению, истинное предназначение искусства состояло в том, чтобы «не только отражать, но и объяснять жизнь»2. Они создавали реалистические образы крестьян и героев-реформаторов, подчеркивали их высокие нравственные качества, стремились выразить сострадание к нелегкой жизни простых людей. Кроме того, передвижники с воодушевлением воспевали красоту родной природы, работали в бытовом, портретном, историческом жанрах, подчеркивая национальный характер своих произведений. Благодаря успехам этого движения жанровая живопись, ранее считавшаяся низшей, стала достоянием великих художников. Академические традиции исторической картины претерпели значительные изменения под кистью передвижников, которые, соединив их с бытовым жанром в реалистическом стиле, создавали «документальные» произведения, своеобразные портреты на фоне истории и повседневной жизни. Мастер этого направления Илья Репин, к творчеству которого мы еще вернемся, был автором масштабных полотен на темы народной жизни национального и исторического характера.

В рамках бытовой живописи, столь популярной в 1870—1880-х гг., белорусские художники создавали глубоко психологические портреты крестьян. Никодим Силиванович (1834—1919) вернулся в Белоруссию после окончания Петербургской Академии, чтобы посвятить свое творчество реалистическому изображению окружающего мира.

В конце XIX в. самым распространенным жанром был пейзаж. Среди наиболее известных белорусских пейзажистов следует назвать Фердинанда Рущица (1859—1922), Станислава Жуковского (1875—1944) и Витольда Бялыницкого-Бирули (1872—1957).

И.Е. Репин сыграл решающую роль в творческой судьбе многих белорусских портретистов: благодаря ему три художника еврейского происхождения (Юдель Пэн, Яков Кругер и Лев Альперович) смогли поступить в Академию художеств, сделать карьеру и оставить яркий след в белорусском искусстве. Выходцев из различных социальных слоев, крестьян и аристократов, объединяло одно — при отсутствии художественных структур в белорусских городах и интереса местного населения к изобразительному искусству они были вынуждены покидать родные края, чтобы учиться, и в результате попадали под влияние русской и польской культур. Белорусское искусств о, таким образом, довольно долго оставалось близким русскому. Какое же место в этих условиях занимало еврейское меньшинство? Можно считать, что в период расцвета жанровой живописи и появления передвижников, теоретики которых приветствовали развитие национальных школ, присутствие еврейских персонажей стало заметным явлением в белорусском искусстве. Наиболее известны рисунки и картины Константина Кукевича (1810—1842), который черпал свои сюжеты из жизни польского, литовского и еврейского народов; Юлиана Карчевского (1806—1833), неоднократно обращавшегося к еврейским темам (Еврейская корчма, Еврейские похороны), Никодима Силивановича, мастера еврейского портрета, Аполлинария Горавского (1833—1900) (Молящийся еврей). Первым евреем, посвятившим свою жизнь изобразительному искусству, стал Исаак Аскназий (1856—1902). Родившись в Дриссе Витебской губернии, он поступил в качестве вольнослушателя в Академию художеств 1874 г. Удостоенный Золотой медали за картину Грешница перед Христом, Аскназий несколько лет работал в Европе (1880—1884), затем жил в Витебске3. Получив религиозное воспитание, он довольно часто обращался к библейским сюжетам и сценам из еврейской жизни (Моисей в пустыне, Еврейская свадьба, Наступление субботы), любил изображать ремесленников и бедных торговцев. В 1892 г. совершил поездку по деревням и местечкам черты оседлости4, где писал этюды с натуры.

Его последователи из нового поколения Ю. Пэн (которому он, кстати, помог поступить в Академию художеств), Я. Кругер и Д. Альперович могут считаться «пионерами белорусской живописи»5, поскольку первым двум принадлежала идея открытия в Белоруссии художественных школ, что заложило основу независимого белорусского искусства.

Примечания

1. Более подробно по вопросу о тенденциях в белорусском искусстве см.: Орлова М. Искусство советской Белоруссии. Очерки, живопись, скульптура, графика. М., 1960. С. 325; Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 3 (канец 18 — пачатак 20 стагоддзя). Мінск, 1989; Дробов Л.Н. Живопись Белоруссии 19 — начала 20 в. Мінск, 1974.

2. Цит. по: Gray C. L’avant-garde russe dans l’art moderne 1863—1922 // Lausanne. P. 12.

3. Рыбкин М., Шульман А. Юдель (Юрий) Пэн (1854—1937). Художник и педагог. Витебск, 1997. С. 25.

4. Черта оседлости — западные территории Российской империи, вне которых в дореволюционное время не имели права жить евреи.

5. Так белорусские искусствоведы оценивали творчество Я. Крутера. (Беларускі дзяржаўны архіў-музей літаратуры і мастацтва. Ф. 382, оп. 1, д. 5, с. 13).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.