ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

На правах рекламы:

• Loveplanet сайт знакомств без регистрации lovechart.ru.

Главная / Публикации / Клер Ле Фоль. «Витебская художественная школа (1897—1923)»

Предисловие к русскому изданию

Встречи с Беларусью не проходят бесследно. Эта книга — тому подтверждение. Все началось более десяти лет назад. Серия случайных обстоятельств привела меня сначала в Могилев, затем в Минск и Витебск. Приобретенный опыт и последующие поездки породили непреходящий интерес, как научный, так и глубоко личный, а также трогательную привязанность к этой стране, с которой до сих пор меня ничего не связывало. Поэтому я посвятила свою дипломную работу белорусской истории, мало изученной во Франции и совершенно не известной ни французским исследователям, ни французской публике. Эта книга была, прежде всего, адресована зарубежному читателю, не знакомому с Беларусью, поэтому она содержит общие и контекстуальные сведения, которые могут показаться излишними, порой нелепыми для белорусов и звучать как «общеизвестные истины». Не могу также не признаться теперь, десять лет спустя, что нахожу в тексте некоторые оплошности и неточности как результат первой самостоятельной работы исследователя-дебютанта. Наконец, верная оригинальному тексту, я не стала использовать в русском издании последние библиографические источники и «открытия» на данную тему.

Тем не менее выбранный мною подход по-прежнему видится верным и актуальным. Последние десятилетия ознаменованы в России и Беларуси огромным интересом к Витебской школе, Шагалу и супрематизму со стороны специалистов, средств массовой информации и публики, что выразилось в появлении многочисленных статей и научных трудов различного уровня. Возникла необходимость синтезировать эти новые подходы и информацию. Прежде всего речь идет о попытке выявить сущность самого явления «Витебская школа». Различные грани ее деятельности — словно кусочки огромного торта, который все хотят разделить между собой, вырвать друг у друга, отчего сам феномен начинает терять глобальный смысл и историческое значение. Книга стремится постичь Витебскую школу в ее целостности, объединить различные аспекты, выявить из общей картины суть, сформулировать и определить ее истинную роль. Отстаиваемый мной тезис можно резюмировать следующим образом: всю историю школы пронизывает тесная связь с еврейской культурой и еврейской общиной, составлявшей более половины населения города. Ее место в истории русской культуры определить довольно сложно, оно было как центральным, так и маргинальным: маленькая провинциальная студия то становилась столицей русского авангарда, то попадала в забвение. Эстетическая многогранность феномена школы ни в коей мере не упрощает задачу понимания ее роли: академическое искусство, экспрессионизм, супрематизм, футуризм — все тенденции находили свое выражение в Витебске. В ходе исследований я поняла, что студию, открытую в 1897 г. Пэном, свободные мастерские, созданные М. Шагалом, а затем школу под руководством В. Ермолаевой и К. Малевича объединяет одно: они были рождены в контексте местной еврейской общины. Это не означает, как я пыталась доказать в последней главе книги, что именно Витебская школа породила еврейское искусство, а ее адепты так или иначе вовлекались в его становление. Витебск представляет собой, таким образом, увлекательнейший предмет исследований для тех, кого интересует проблематика еврейского искусства и творчества художника-еврея.

Роль евреев в искусстве, созданном на территории Беларуси, еще мало изучена в силу активного влияния модной тематики (авангард и Шагал, например) или более региональной, националистической направленности, сконцентрированной на культуре Витебска.

Надеюсь, что книга внесет свой вклад в признание роли еврейского населения в истории и искусстве Беларуси.

Мне хотелось бы выразить глубокую благодарность всем тем, кто способствовал изданию этой книги на русском языке: Ирине Стальной, которая не только великолепно перевела текст, но и была инициатором проекта; Алексею Гранду и всем сотрудникам Франко-белорусского зала информации о современной Франции, осуществившим эту публикацию в рамках Программы «Максим Богданович» при поддержке Министерства иностранных дел Франции и отдела культуры и сотрудничества Посольства Франции в Республике Беларусь; издательству «Пропилеи» Европейского гуманитарного университета; посольству Франции в Республике Беларусь и американскому фонду «Joint»; лично Жану-Пьеру Бузигу и Наталье Макаевой, которые внесли последний важнейший штрих, необходимый для осуществления данного издания.

Выражаю также глубокую признательность Даниэлю Бовуа, без которого я не поехала бы в Беларусь (он поддержал меня в начале этого сомнительного и рискованного и пути); Мари-Пьер Рэй, оказавшей неоценимую помощь в редактировании текста; Бернару Мишелю, позволившему мне закончить начатую работу.

Компетенция и доброжелательность сотрудников библиотек, где я работала, стали серьезным подспорьем в исследовательском процессе. Особая признательность персоналу Института славяноведения, Библиотеки современной международной документации, Национальной библиотеки Республики Беларусь, Библиотеки MEDEM и Университету Париж-1 Сорбонна-Пантеон.

Без помощи белорусских друзей мне было бы трудно понять сложность бюрократической системы Беларуси. Я сердечно благодарю всех тех, кто помогал мне работать в архивах и библиотеках: Анну и Романа, Людмилу из Минска, Ларису, Алекса и Наталью из Витебска, Людмилу, Наташу и Ирину, сотрудников Витебского художественного музея и витебского Музея Марка Шагала.

Особая благодарность Виржини Симанек и Александре Гужон за поддержку и ценную информацию по истории Беларуси; Сюзанне Пуршье и Иву Плассеро за помощь в издании книги; Сильвии Анн Гольдберг за редакцию текста и профессиональные советы.

Наконец, хотелось бы выразить признательность всем тем, кто поддержал меня в этой работе: моим родителям, Анне, Филиппу, Фреду, Вьолене, Фредерику, Изабель и Анне.

Клер Ле Фоль
Claire Le Foil

  К оглавлению Следующая страница

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.